Проектировали и строили город великие мастера зодчества - А.Д. Захаров, Клод
Геруа, М.Ф. Казаков, И.Е. Старов, В.П. Стасов, В.И. Гесте. И нет им более
достойного памятника, чем город, где природа причудливо сочетается с
творением рук человеческих. Гармония мостов, планировка проспектов, улиц,
площадей, парков, скверов не уступают лучшим европейским городам, а "главный
проспект - по словам Владимира Гиляровского - может поспорить с лучшими
улицами мировых столиц".
Днепропетровская земля щедро отблагодарила трудолюбивых людей за доброе и
бережное отношение к ее красотам, приоткрыв свои недра. А в них оказалось
все: железная, марганцевая, урановая титановая и прочие руды, каменный и
бурый уголь, золото и другие цветные металлы.
В 1870 году стараниями местного гражданина А.Н. Поля началась промышленная
разработка каменного угля и железной руды на востоке и западе от города,
строительство железной дороги, соединяющей Донецкий и Криворожский бассейны.
Екатеринослав приобретает статус ценра горнозаводской промышленности.
10 мая 1887 года вступил в строй первенец метеллургии - Александровский
Южнорусский завод Брянского акционерного общества - ныне метеллургический
завод им Г.И. Петровского. Осенью 1889 года Франко-Бельгийское акционерное
общество "Шодуар" начало строительство металлопрокатного завода Гантке (им.
К. Либкнехта), "Шодуар-Б" (им. Коминтерна) и др. Чугун и сталь, металлопрокат
и трубы, металлоизделия и металлоконстрокции вырабатывали эти заводы.
Будучи заурядным губернским городом, почти немощным, он вдруг неожиданно
оживает". В 1884 году начала работать Екатеринославская железная дорога,
открыт первый в годое друхъярусный железнодорожный мост через Днепр. 1895
- начала функционировать городская телефонная сеть, 1897 - Франко-Бельгийское
акционерное общество, раньше чем в Петербурге и Москве, пустило городской
трамвай, а вечерние улицы города осветились 846 электрическими фонарями,
в то время как в других городах России светили керосиновые и газовые фонари.
1899 - открыто Высшее горное училище, 1906 - запущен второй трамвай, 1908 -
построен новый водопровод, давший воду всему городу. к 1910 году в городе
замощены кубиками и гранитными обломками все улицы, кроме окраин, составяющих
15%.
|